1. Введение
На сегодняшний день людей, занимающихся музыкой, пишущих песни и записывающих их очень много. Существует также множество профессиональных звукозаписывающих студий, которые не за малые деньги сделают все, что нужно автору-исполнителю. Ведь, что бы всё сделать качественно (запись, сведение, аранжировка, мастеринг) нужны как опытные в этом деле люди, так и профессиональное оборудование. Но возьмём сферу рэпа и хип-хопа. Тут всё иначе. По идеи, с одной стороны всё просто: микро да компьютер, а с другой стороны возникает проблема качества. Хотя это самое «качество» тут определяется в ином смысле. Об этом и пойдёт речь в нашей статье… 2. Определяем уровень и цели
Для этого задайте себе вопрос: каков нужен итог? Записывать песни для себя и друзей (форумы и прочие), в том числе и малокачественное демо. Записывать песни для сборников, большой массы людей и как качественное демо. Записывать альбомы, записывать других исполнителей, полноценно работать со звуком. Соответственно для последней цели затраты будут больше нежели для первой. Если нет изначально стартового капитала, то можно начать с минимума. Ведь всегда можно что-то докупить, продать и обновить. Определившись с целью, относительно исходных средств на сбор студии, идём дальше…
3. Основные характеристики студии
Это, конечно же, компьютер, микрофон, звуковая карта, миди-клавиатура (если требуется), микшер, микрофонный предусилитель, акустика, наушники. Рассмотрим всё по порядку…
4. Компьютер
Студия наша будет основана на базе персонального компьютера. Это даёт некоторые преимущества: экономия на оборудовании. К примеру, незачем покупать различные эффект-процессоры (Реверб, Дилей, Эхо, Хорус и т.п.), когда их можно реализовать на том же ПК при этом качество ярко не отличается от «железного». То есть отличия есть, но в нашем случаи они не существенны и не важны. При определении конфигурации компьютера стоит обратить внимание на две важные детали: тактовая частота процессора и оперативная память. На этом лучше не экономить. Рекомендую процессоры от AMD с частотой от 2GHz. Размер оперативной памяти должен составлять не менее гигабайта (в крайнем случае, 512Mb, 256 – уже недостаточно, хотя работать всё же можно, но сложно . Также нужно позаботиться об объёмном носители данных (HDD). Или хотя бы о приводе CD-RW (желательно DVD-RW) для записи проектов на отдельные носители. Параметры видео не важны.
4.1 Положение системного блока
Обычно системный блок издаёт шумы из-за кулеров, особенно когда обороты этих кулеров велики (от 4000 и более). При этом системник лучше плотно закрыть (иногда боковую панель блока оставляют открытой) и поставить на пол в дальний угол (на максимальное расстояние от микрофона).
5. Звуковая карта
Звуковая карта является связующим звеном для записи и обработки сигналов. Она определяет параметры записи, и возможности управления звуком в реальном времени. Тут есть два варианта выбора: Sound Blaster Live 5.1 (минимум) и M-Audio Audiophile 2496 (оптимальный вариант). «Саунд Бластер» стоит намного дешевле нежели «АудиоФил». Но с последней можно производить более качественную запись и обработку звука. Audiophile 2496 позволяет производить запись формата 24bit/96Khz, в то время как SB Live 5.1 работает только с 16-ю битами. Если вы имеете дорогой конденсаторный микрофон и такое «железо» как компрессор и предусилитель, то тут есть смысл использовать 24-х битный формат. Также при работе с таким софтом как Cubase или Nuendo желательно полноценной поддержка драйвера ASIO, в то время как SB Live может предоставить эмуляцию работы ASIO при помощи kx-driver’a. По мимо всего прочего при работе с требовательным софтом, таким как Cubase или то же Nuendo возможны проблемы с записью из-за процессора звуковой карты при работе с SB Live 5.1. Но тут я хочу сказать следующее: софт играет самую последнюю роль в процессе создания как музыки так и записи вокала. Если средства не позволяют взять тот же Audiophile 2496, то ничего страшного тут нет. Можно работать и с SB live 5.1 или взять хотя бы Creative Audigy, хотя особой разницы тут не будет, так как карты Creative направлены на получение качественно выходного сигнала, а не на входного. Также хочу назвать ещё несколько достойных звуковых карт, являющихся конкурентами Audiophil’a. Это Echo MiaMIDI и ESI Juli@. Стоят они чуть дороже Audiophil’a.
5.1 Драйвера для SB Live 5.1
Тут я рекомендую поставить kx-драйвера. KX был рожден из объективной потребности расширить возможности использования музыкантами kX-совместимых звуковых плат под новыми операционными системами, не поддерживающими старую модель драйверов VxD. Скачать его можно здесь:
http://download.kxproject.lugosoft.com/downloads/kxdrv3537-full.exe + help на русском : http://download.kxproject.lugosoft.com/downloads/kxhelp_ru.chm
+ FAq : http://kxproject.lugosoft.com/faq.php?language=ru#Q23